Saturday, February 14, 2009

Уважайте природу

Мы все еще понимаем, что означает это выражение? Мы все еще помним это чувство, или оно уже полностью исчезло? Оглядываясь вокруг и наблюдая, как мы содержим лошадей в наши дни, остается только признать, что чувство уважения к природе совсем исчезло. Иначе как еще можно объяснить наличие конюшен, где мы держим своих лошадей закрытыми за решетками денников? Как еще можно объяснить крохотные пастбища, в которых нашим лошадям приходится проводить день за днем? Да, это именно существование… потому что жизнью это назвать нельзя.

Начнем с самого начала. Доместикация лошади сделала невозможным содержание ее в естественной среде обитания, в степи, и ведение натурального образа жизни. Это принесло удобства только для человека. Лошадь стала куда более удобной для содержания, для езды, для тягловых работ, а значит, и для жестокого обращения. Человеку нужно, чтобы лошадь вела себя как безотказный механизм, исполняющий любые требования, и ничего не ждущий взамен. Содержание лошадей в денниках является нормальной ситуацией для нас, но мы должны спросить самих себя – почему мы держим наших животных взаперти?

Потому что это безопаснее для нас, удобнее и дешевле. Других причин нет, и ни одна из этих причин не заботиться даже о базовых потребностях лошади. Лошадям не нужны конюшни, они нужны только нам. Даже хуже – мы делаем своих лошадей больными. Большинство переохлаждений и воспалений являются результатом содержания в теплых конюшнях и укутывания в попоны. Мы одеваем на лошадей попоны чтобы не дать им обрасти зимней теплой шерстью, необходимой для защиты от холода. Поэтому мы можем наблюдать укутанных халфлингеров посреди теплой Баварии…

Мы изменяем этих замечательных животных до неузноваемости, залюбливаем до смерти: стрижем их щетки на путовых суставах, которые защищают ноги от влаги, остригаем гриву, необходимую опять же для защиты, удаляем щетками натуральную секрецию кожи, предотвращающую снижение температуры тела, вычищаем из их копыт землю, которая является лучшим средством их защиты и ухода, попонами мы лишаем их тела естественной терморегуляции, мы бреем их… Мы творим насилие над ними… Мы делаем наших лошадей больными… И мы должны остановиться наконец… Нам необходимо осознать что ни дороговизна, ни чистота, ни сено по колено, ни подобранные в тон аксессуары никогда не заменят лошади пастбища. Только на пастбище лошадь может быть здоровой и чувствовать лошадью.

Лошади имеют права и нужды, но мы попираем их. Только тогда может считаться, что лошадь живет в соответствии с потребностями своего вида, когда она чувствует себя лошадью! Она должна родиться под открытым небом, на пастбище, в табуне, и здесь должна вырасти. Заботу о ней возьмут на себя косячные кобыла и жеребец, она будет играть и резвиться со своими ровесниками, участвовать в псевдо-сражениях и гонках, побеждать и подниматься выше рангом в иерархии табуна. Все это нужно молодой лошади чтобы вырасти здоровой физически и психически… Это естественно, это базовые потребности, которые ей необходимы. Так почему же мы не проявляет к ним должного внимания? Почему мы ограничиваем жеребят в их нуждах с первого дня их жизни? Почему мы приняли за правило разлучать жеребят с их матерями в 6 месяцев?

Самой важной составляющей содержания лошади в соответствии с потребностями ее вида является содержание ее в табуне, руководимым хорошим жеребцом. Лошадь является животным-добычей, и может полностью психологически расслабиться только зная, что лошади выше рангом, косячная кобыла или жеребец, наблюдают за обстановкой вокруг и предупредят в случае опасности, или защитят, если нужно. Молодая лошадь тем временем может есть траву, играть, отдыхать или спать. Лошади, которые выросли в других условиях, никогда не могут точно так же расслабиться, и вырастают обычно нервными. Из опыта наблюдения за табунами, например, в резервациях мустангов, мы знаем, что группа лошадей должна состоять как минимум из шести особей.

Вторым важным фактором содержания лошади, который прямо согласуется с первым фактором, указанным выше, является размеры ее пастбища. Лошади необходимо набираться сил, тренировать сердце и легкие, улучшать кровоток, это обязательное условие для ее здоровья. Здесь, с Германии, пастбища непростительно малы. Они больше походят на тюрьмы, чем на удобные места для выпаса. Конечно, такие пастбища намного лучше денникового содержания, это очевидно, но все еще недостаточны для удовлетворения базовых потребностей лошади. Время переосмыслить эту ситуацию, действительность требует срочных перемен.

Пастбище должно быть как можно разнообразнее по ландшафту, с деревьями, кустарником, холмами и долинами. По длинной стороне оно должно быть как минимум 1000-1500 метров. Пастбище для лошади в идеале должны выглядеть примерно так: от 20 до 30 лошадей и 40 коров на территории от 150 до 500 гектаров холмистой земли, с деревьями и кустарниками, где лошади пасутся круглые сутки. Если эта картина кажется вам чем-то фантастическим, вам следует задуматься над тем, насколько сильно ваши представления о грамотном содержании лошади отличаются от ее собственных представлений.

Лошадь – животное-добыча, и мы должны учитывать ее склонность к бегству, ее стремительные рефлексы и физическую мобильность так же, как и потребность в расслаблении. Поэтому так важны жеребячьи игры, и еще более важно наличие больших пастбищ, в которых было бы достаточно места для быстро передвижения на большие дистанции для целого табуна, что поддерживало бы лошадей в хорошей форме, тренируя их выносливость, рефлексы и чувства пространства.

И мне интересно, почему все эти простые вещи обделены вниманием? Почему они не реализованы до сих пор? Когда лошадь теряет уверенность в рефлексах по причине того, что ее вечно привязывают, ставят в денник, заставляют чувствовать себя будто в ловушке, или когда она теряет уверенность в своих физических возможностях по причине травм, хромоты, недокорма или перекорма, хронического отсутствия нагрузки или работы на пределе сил, или верховой езды, при которой каждое движение означает боль… тогда лошадь теряет и волю к жизни, и не может более смело смотреть в глаза жизненным трудностям…

Есть множество лошадей, которых сломили за короткое время неграмотным обращением. Люди говорят в таком случае, что лошадь потеряла свою душу… И действительно, оглянитесь – есть ли что-то более губительное для души, более невыносимое для взгляда, чем лошадь, страдающая от медвежьей качки или от прикуски? Посмотрите на них! Мы готовы взять на себя ответственность за это? Как мы могли это допустить? И собираемся ли продолжать это дальше?

Или… мы все таки будем жить с уважением к природе этих несравненных существ и вернем им то, что принадлежит им по праву рождения? С уважением и любовью…

Максида Фогт,
перечитывая Садко Г. Солински

Tuesday, February 10, 2009

Сжатие (контракция) копыта

Хильтруд Штрассер, доктор ветеринарной медицины, PhD

Большинство лошадей имеет сжатие (контракцию) копыт разной степени: сжатые копыта настолько часто встречаются, что уже стали считаться нормой.

Сжатым считается копыто, которое больше не расширяется, принимая на себя вес тела, или, в самых запущенных случаях, даже сужается. Это уменьшает ударо-рассеивающий эффект при соприкосновении с землей, что незамедлительно сказывается на всей скелетной и мускульной системе лошади. Сужение копыт уменьшает и изменяет кровоток в ноге, который особенно важен для нормального функционирования и здоровья всех тканей копыта. Это так же дает дополнительную нагрузку на сердце лошади, которое, кстати, в два раза меньше относительно тела в сравнении с сердцем кошки. Нарушение циркуляции крови в кориуме (или дерме — обильно иннервированной и васкуляризованной область, задействованная в питании и росте копытной
стенки, подошвы и стрелки), и, как результат, переизбыток протеина (кориум постоянно выводит из организма отработаный протеин посредством производства из него копытного рога), может привести к серьезным последствиям для печени, почек и кожи. Плохой кровоток и нефизиологичное давление на кориум в разных частях копыта также являются причиной плохого состояния копытного рога. Сжатое копыто не обеспечивает достаточного сцепления с различными типами грунта, в котором так нуждается лошадь для ее же собственной сохранности: как животное-добыча она всегда должна иметь возможность в случае опасности спастись бегством на любом грунте. В конце концов, сжатие причиняет боль. Физические и физиологические эффекты постоянной сильной боли любого животного, а особенно животного-добычи, разрушительны.

Ковка и/или некорректная расчитка некованых копыт вкупе с недостатком движения или непригодным для движения грунтом вызывают явление, которое мы и называем "сжатие (или контракция) копыта".

В сжатых копытах копытная капсула становится уже. В таком случае все копыто сужается, когда на него переносится вес тела лошади, вместо того чтобы расширяться. Это сдавливает кровяные сосуды, нервы, кости, хрящи, связки и сухожилия внутри копыта, что приводит к сжатию и воспалению ламинарного кориума (листочковой дермы), подошвенного кориума и части боковых хрящей. Контракция пяток так же вызывает болезненное сжатие луковиц пяток.

В попытке облегчить боль, лошадь пытается переместить вес с задней части копыта на переднюю, и копытная кость ставится под более крутым углом по отношению к земле. Это перегружает кориум в передней части копыта, а так же передняя часть копытной кости начинает давить сильнее на подошвенный кориум. Кровоток в подошве уменьшается, и в результате вырабатывается рог плохого качества. Из-за уменьшения давления на пятки, они начинают расти быстрее, делая угол копытной кости еще круче. Такое изменение так же сказывается на сухожилиях, суставах и связках.

После удаления подков с копыт, эти изменения проявляют себя в виде боли, потому что с возобновлением кровотока, восстанавливается иннервация копыта, которая начинает сообщать о повреждениях в копыте, которые существовали уже долгое время.

В случае если весь кориум ламины воспален, следует ожидать и ротации копытной кости. Чем больше форма копыта отличается от нормального, здорового копыта, тем более болезненно его состояние. Лошадь при этом ходит осторожно, болезненно, или даже хромает.

Копыта должны расчищаться с небольшими интервалами — таким образом, чтобы копытная капсула получала возможность расширяться. Воспаленные копыта должны иметь хороший кровоток для излечения, поэтому постоянное движение просто жизненно необходимо, и днем и ночью. Пока воспаление не утихнет, лошадь должна гулять на ровной земле или пастбище, потому как тряска и вибрации болезненны для копыт и замедляют излечение. Владелец лошади должен проявить внимание к своей лошади на это время и отказаться от верховой езды или драйвинга.

Сжатие копыта — это серьезная комплексная проблема. Превращение сжатых копыт в здоровые и натуральные может занять недели, месяцы или даже года. Продолжительность лечения зависит от индивидуальных обстоятельств и от серьезности повреждений копыта.

Сжатые копыта:



Нормальные несжатые копыта домашних лошадей: