Sunday, June 9, 2013

Облегчение боли или боль в животе? Фенилбутазон и прочие НПВП

Наталья Александрова
Перевод Сошниной Натальи

(In English)

Самыми популярными медикаментами, прописываемыми ветеринарами для лечения травм и случаев, связанных с воспалениями и болью, а так же коликов, являются нестероидные противовоспалительные препараты, так же известные под аббревиатурой НСПВП (чаще НПВП). НСПВП, чаще всего используемые на лошадях, включают фенилбутазон, меклофенамовую кислоту («Аркуэль»), флуниксин меглумином (Банамин), кетопрофен (Кетофен) и аспирин.

В ветеринарных фармакологических источниках мы можем найти следующую информацию о побочных эффектах фенилбутазона:

«Побочными эффекты, которые могут возникнуть при применении фенилбутазона, включают язвы, повреждение почек, стул с кровью, уменьшение белых кровяных телец и тромбоцитов, а так же аллергические реакции (опухание морды, крапивница, внезапный приступ диареи, рвота, шок, судороги, побледнение слизистых, холодные конечности, кома). Могут проявится другие побочные эффекты.»
(1-800-PetMeds)

 Или такую информацию о НСПВП в целом:

«Все НСПВП обладают потенциалом вызывать побочные реакции, некоторые из которых могут угрожать жизни. Многие реакции на НСПВП зависят от дозы и обычно могут быть устранены прекращением терапии и поддерживающим уходом. 

Язвы ЖКТ являются самым распространенным побочным эффектом. Потеря защитного механизма ЖКТ появляется из-за замедления производства простагландина, который регулирует кровоток в слизистой ЖКТ, и стимулирует выработку бикарбонатов и слизи. Это нарушает щелочный защитный барьер кишечника, позволяя раствору желудочной кислоты попасть на слизистую оболочку, повреждая клетки, кровеносные сосуды, вызывая гастрит и язвы. Органические кислоты, НСПВП, особенно аспирин, могут так же напрямую вызывать раздражение слизистых ЖКТ. Печеночная рециркуляция некоторых НСПВП может превратиться впоследствии в высокую концентрацию желчи, что повышает риск развития язвы кишечника. Вызванная применением НСПВП кровоточивость ЖКТ может оставаться незамеченной, приводя к железодефицитной анемии, или, что еще хуже, к тошноте, кровавой рвоте или стулу. У лошадей могут развиваться оральные, лингвальные или желудочные язвы, с сопровождающими признаками колик, потерей веса и жидким стулом. В дополнение, идиосинкразическая предрасположенность к изъязвлениям правого дорсального участка кишечника были ассоциированы с терапией с использованием НСПВП у лошадей.

Кровоточивость ЖКТ может в дальнейшем осложниться нарушением функции тромбоцитов. Функция тромбоцитов угнетается, потому что НСПВП препятствует выработке ими тромбоксана А2 (ТКА2), вызывающего агрегацию агента. Так как замедление выработки ТКА2 увеличивает продолжительность кровотечений, рекомендуется оценка длительности кровотечения из щеки животного, принимавшего НСПВП, перед любой хирургический операцией. Патологические изменения крови после длительного приема НСПВП были зарегистрированы у кошек, собак и лошадей. Применение на кошках ацетаминофена ассоциирована с анемией с тельцами Хайнца, метгемоглобинемией, отказом печени и смертью. Патологические изменения в костном мозге, связанные с применением фенилбутазона, так же были зарегистрированы. 

Нефропатии, связанные с хроническим использованием НСПВП, так же распространены и среди людей. Животные с почечными проблемами при приеме НСПВП могут испытывать обострения или декомпенсации их заболеваний. Важно поддерживать водный баланс и почечное кровоснабжение у животных, получавших НСПВП, особенно у тех, которые подвергаются анестезии или хирургической операции. Гепатопатии довольно распространены и у людей, и у животных, принимающих НСПВП. Употребление их обычно вызывает легкие изменения в печени, характеризующиеся повышением уровня печеночных энзимов без клинических признаков печеночной дисфункции. Редкие случаи идиосинкразических реакций, выраженных в дисфункции или отказе печени были зарегистрированы у людей (ацетаминофен и пр.), собак (ацетаминофен, карпрофен, этодолак), и лошадей (фенилбутазон). Были также задокументированы цитопатические (травмы клеток печени, некроз), холестатические и смешанные гистопатологические травмы. НСПВП следует применять с большой осторожностью у животных с наличествующими заболеваниями печени.»
(The Merck Veterinary Manual)

Воспаление есть естественный ответ тела на травму. Это так же и критический первый шаг в процессе исцеления. Когда клетки организма повреждены, они высвобождают некоторые химические субстанции – включая простагландины – которые запускают воспалительный ответ. Эти новые выпущенные простагландины увеличивают кровоток к поврежденным тканям, делают кровеносные сосуды более «текучими», и производят боль в воспаленной ткани. Этот шаг есть ключ к пониманию как НСПВП борются с воспалением и болью.

 Так что же на самом деле происходит, когда лошадь получает НСПВП?

 Хильтруд Штрассер, доктор ветеринарной медицины:

«Вопрос про нестероидные противовоспалительные средства, примерами которых являются фенилбутазон, эквипалазон и т.п. Эти противовоспалительные средства сужают капилляры. Благодаря этому эффекту воспаление и боль от давления крови уменьшаются, а нервная функция редуцируется. Таковы положительные эффекты этих препаратов. Но, к сожалению, у них есть и побочные эффекты, которые особенно заметно проявляются у лошадей, так как они особенно «хорошо» реагируют на подобные лекарства: из-за лекарственного воздействия на капилляры ухудшается работа почек. При длительном использовании это приведет к медленному отравлению животного. Вот почему в инструкции к этим лекарствам особенно подчеркивается, что применять их можно только в течение коротких сроков (не более 4-х дней).

 Другой побочный эффект проявляется как результат смешения активных компонентов лекарства с фуражом, и длительное их пребывание в тех отделах ЖКТ, где сено задерживается на большее время, например, в желудке, аппендиксе и толстом кишечнике. В этих отделах лекарство продолжает свой эффект (сужает капилляры) на куда больший период, что приводит к изъязвлению слизистой кишечника (здесь образуются большие участки открытых ран, в которых нарушается процесс пищеварения). Даже спустя недели после длительного применения подобных противовоспалительных препаратов кусочки отторгнутой слизистой кишечника будут продолжать выходить из организма, они выглядят обычно как волосистые паутинки, окутывающие фекалии.

 Побочные эффекты нарушения циркуляции крови, в зависимости от доз и продолжительности применения препарата, могут быть обнаружены во всех органах. Все эти побочные эффекты перечислены в ветеринарных учебниках по фармакологии." 


Токсичность фенилбутазона

Реальный случай когда передозировка фенилбутазоном привела к необходимости усыпить лошадь.

«НСПВП (нестероидные противовоспалительные препараты) используются уже долгое время. Многие люди знают эти препараты под их распространенными именами – аспирин, Адвил, фенилбутазоновый Банамин, и так далее. К тому же, многие люди осознают, что как и все лекарства… они в больших дозах могут вызвать проблемы. Мы наблюдаем эту токсичность несколько раз в год, обычно после того как кто-то полечит колики многими дозами Банамина. Вот последний случай был на неделе, доктор Томас видел лошадь, которой ошибочно давали фенилбутазон в таблетках, тогда как владелец думал, что это антибиотики. Они давали по 10 таблеток (10 грамм) дважды в день в течение трех дней. Вы можете представить себе эти повреждения. Фенилбутазон может вызвать много проблемы в таких высоких дозах, но самая главная проблема называется колит правого отдела толстого кишечника. При этом заболевании кишечник становится отечными большие язвы покрывают его изнутри, что очень трудно вылечить.
Такие лошади часто болеют коликами и теряют белок, так как он уходит через большие язвы в кишечнике. Требуются переливание плазмы и жидкостей, что чрезвычайно дорого и по большей части бесполезно, так как продолжает исчезать протеин, который вы пытаетесь вернуть обратно.

Image


Это снимок правого отдела толстого кишечника. Обычно, серозная поверхность едва видна поверх яркого газового слоя под ним. В этом случае вы можете видеть утолщенную слизистую, признак колита. Лошадь в итоге усыпили… [...] Вот ультразвуковой снимок, который я сделал следующей ночью у этой лошади, и это самый ужасный колит правого отдела толстого кишечника, который я когда-либо видел. Изъязвленная область была в 3 фута длиной. Вы можете себе представить как болезненна язва 3 фута длиной? К тому же, типичные противоязвенные препараты не достигают этой части кишечника, поэтому тут мало что можно сделать.

Image
Image

Печень находится справа, колит слева, измеряемая область – это стенка кишечника, которая должна быть только 3 мм толщиной. Вы можете увидеть насколько она отечна.»
(Др. Алан Уэлдон, Jacksonville Equine Associates)

Воспаление — это вообще-то хорошая вещь. По факту, это важный ранний компонент в процессе излечения. Поэтому не всегда резонно бороться с ним. Мы скорее должны позволить организму бороться самому и помочь ему в этой борьбе, а не подавлять процессы лечения.

Повреждения тканей по какой угодно причине (внешняя травма, инфекционный процесс, чрезмерное растяжение или сдавливание, химическое раздражение и т.д) инициирует каскад физических и биомеханических событий, который вытекает в такие знакомые признаки воспаления:
- боль
- жар
- отек
- покраснение
- уменьшение функции

Дискомфорт и ограничения тут могут быть, и в этом есть смысл. Боль заставляет пациента защищать и оберегать поврежденную область, таким образом сохраняя поврежденные ткани от еще больших повреждений. Жар и покраснение есть индикаторы увеличения кровотока – а значит, и усиленного метаболизма — к поврежденным областям, что увеличивает снабжение кислородом, антителами, другими факторами защиты, роста и восстановительных факторов, и активации белых кровяных телец в поврежденных тканях. Белые кровяные тельца поглощают и удаляют клеточный мусор и любые бактерии в поврежденных тканях, и стимулируют процесс восстановления.

Поэтому очень важно чтобы мы не отменяли абсолютно воспалительный процесс в попытке облегчить жизнь травмированной лошади. Используя любую терапию для избавления от боли, нам нужно помнить, что организм создан с возможностью саморегулирования и самолечения. У него есть очень рафинированный и чуткая система проверок и баланса, которая максимально увеличивает процессы восстановления и минимизирует потенциально вредные эффекты воспалительных процессов.

Поэтому мы тем больше помогаем, чем меньше вмешиваемся. Это не значит что ничего не надо делать (хотя не делать ничего порой самое правильное решение); это значит, что смешиваться в процессы организма стоит только тогда, когда это необходимо, и настолько, сколько необходимо. Обеспечьте организм тем, что ему нужно для эффективной саморегуляции и выздоровления, а затем дайте ему время чтобы излечиться.

Первое и самое важное в списке помощи — движение. Движение — это метаболизм лошади. Метаболизм — это выздоровление. Сердце лошади прокачивает только 40% крови. Копыта ответственны за остальные 60% (но это возможно только при наличии правильного копытного механизма). Поэтому, только имея возможность двигаться, лошадь будет иметь оптимальное кровообращение, которое ускорит выздоровительный процесс, а так же уменьшит боль, не позволяя телесным жидкостям переполнить ткани и застояться в них.

Вообще, ветеринары сами часто создают ситуацию, когда лошадь пребывает в такой боли, что неиспользование болеутоляющих может нанести вред организму — прописывая отдых в деннике. Такой «отдых» уменьшает кровоснабжение, уменьшая естественные способности организма к самоисцелению и избавлению от боли. Натуральное движение вкупе с поддерживающими альтернативными терапиями (гомеопатия, травы и т.д.) могут сотворить чудо, даже в случае переломов костей или разрывов сухожилий.

No comments:

Post a Comment