Thursday, March 17, 2011

Наука единения сердец людей и лошадей.

Береника Братни для Academia Liberti

Когда это случилось в первый раз? Я не помню. Может, это был момент много лет назад, когда я отправилась верхом на прогулку и посреди леса начала всхлипывать из-за своего разбитого сердца, а Дукат неожиданно остановился, опустил голову и стоял так, словно зачарованный. Мое сердце было так разбито (я уже не помню его имени), что я заметила реакцию своей лошади лишь спустя какое-то время.

Или это было в другое время, когда я отправилась погулять по лужайкам, и неожиданно Винчек вышел из кустов, подошел ко мне и после недолгой игры с его языком (просьбы почесать язык — его любимое времяпрепровождение со мной), когда я устала от игр и села на траву, он встал совсем рядом, и мы вместе дремали на солнышке. Другие лошади приходили и уходили, но он оставался со мной, его подбородок касался моей головы, и нам снился сон о единении.

Или может быть это случилось когда я встретила Аляску. Когда она подошла ко мне, позволила почесать ее немного, а потом закрыла глаза и начала дышать мне в лицо. Мы стояли так вечность, время остановилось, я забыла обо всем и только чувствовала благость и любовь. Да, я думаю, это был тот момент, когда я осознала, что в них есть что-то странное, что заставляет меня чувствовать себя лучше не только с рациональной стороны, и что у них есть некое странное влияние на мое восприятие мира.

Я вспоминаю одно зимнее утро, первые лучи солнца, себя, стоящую у ограды, и лошадей, дремлющих вокруг меня. Абсолютная недвижность воздуха, ничего не движется. И я снова ощущаю это странное чувство и внезапно понимаю — я чувствую все так, как оно должно быть, все совершенно, я совершенна, и этого достаточно — я влюблена в целый мир.

Я делаю так и по сей день, довольно осознанно — я излечиваю себя их присутствием. Это как посетить рейки или китайского доктора, или сходить к шаману. Я точно не знаю, как это работает, но после таких сеансов я полностью расслаблена, счастлива и проходит головная боль.

Я пробовала поделиться своим опытом с другими, но обнаружила, что мне не хватает слов и способности выражать мысли. И неожиданно я впала в ступор из-за научных фактов, которые сделали мой опыт необъяснимым!

Есть некий загадочный приборчик для измерения пульса, которых называется HRV. Он отображает сердечно-мозговые реакции и крайне чувствителен к изменениям в эмоциональном состоянии. Позитивные и негативные эмоции легко опознать по изменениям в сердечном ритме. Когда человек испытывает негативные эмоции, такие как грусть, страх, злость или разочарование, сердечный ритм становится более беспорядочным и бессвязным. Позитивные эмоции, такие как наслаждение, признательность и любовь продуцируют упорядоченный, сбалансированный сердечный ритм. Поэтому мы, наконец, можем выяснить, кто пребывает в стрессе, а кто расслаблен, когда и насколько!
Ученые проводят эксперимент. Они берут табун из 12 лошадей, прикрепляют к ним загадочный HRV и проверяют его показатели в течение 24 часов. И знаете что? «24-часовое считывание показателей с прибора выявило интересный факт. В течение суток все лошади демонстрировали очень ровный ритм HRV, что говорит о позитивном эмоциональном состоянии, пока нечто пугающее или страшное не появлялось. Но после того, как пугающий фактор (мусоровоз) покидал поле зрения, ритм HRV становился ровным в течение нескольких минут (…). Основанные на данных HRV наблюдения за стрессом у лошадей выявили, что лошади, по большей части, пребывают в позитивном эмоциональном состоянии в течение 24 часов». Это была первая часть. Во второй части эксперимента HRV на 24 часа присоединялся к людям. Каков же результат? Конечно, абсолютно противоположный! Люди испытывают стресс большую часть времени.

Но вот самая интересная часть. Людей и лошадей выпустили гулять вместе и измерили их HRV в одно и то же время. Результаты показали, что люди способны расслабляться и менять свой HRV в присутствии лошадей. «Оказалось, что каждый человек синхронизировал свой ритм, чтобы подстроиться под специфический ритм лошади.» Вот почему мы так жаждем их присутствия, у нас есть сильная потребность быть рядом с ними, потому что, подсознательно, мы чувствуем, что они могут помочь нам в жизни. Они — наши целители. Чем сильнее наш стресс, тем сильнее мы ищем их. Тот факт, что позже нас сжирает увлечение ездой, конкуром, соревнованиями, кажется даже еще более жестоким и грустным теперь. Жестокость к лошади, но так же и к человеку, который приходит на конюшню в поисках помощи, а находит вместо нее насилие.

Более того. Институт сердечной математики (The Hearth Math Institute) открыл метод, названный Heart Lock In. Это своего рода медитация любви, насколько я понимаю. Посылая свои чувства сострадания, признательности и любви, мы, тем самым, влияем на наш сердечным ритм и можем изменим наш HRV. Участники следующего эксперимента садились на пастбище, где паслись лошади, и практиковали Heart Lock In. Лошади обнаруживали эти чувства и подходили к людям, чтобы постоять рядом. Они распознавали эти чувства как свои собственные. Это значит, что если мы сможем пестовать в себе чувства заботы и любви к лошади, то лошадь почувствует их, и, в свою очередь, поделится в нами своими чувствами.

Значит, лошадям нравится быть самими собой, они принимают мир таким, какой он есть, они знают, что действительно важно, они живут здесь и сейчас. Они любят жизнь. Это ли не мечты об озарении? Или, может быть, история о жестокости к лошадям — это история Каина и Авеля — история зависти? Может быть, мы завидуем им так сильно, что стараемся отобрать это у них? В такой перспективе морда усталого, бывшего спортивного коня Дювайтиса, который живет с моим табуном, становится лицом старого мудреца дзен. Мы должны радоваться, когда такие мудрецы принимают нас, как своих учеников, вместо того чтобы пытаться ездить на них.

И еще одна вещь. Лошади, которые принимали участие в эксперименте, «пребывали по большей части в позитивном эмоциональном состоянии в течение 24 часов. Сюда не входили какая-либо езда или взаимодействие с человеком кроме обычной процедуры кормления». Может быть, кто-то проведет новый эксперимент и проверит, каков HRV запертой в конюшне спортивной лошади? Может быть, так люди поймут? Когда кто-то говорит о душевном озарении, его легко высмеять и не принимать его слова всерьез. Но что если о том же говорят научные факты?



Вы можете прочесть об этом эксперименте здесь в статье "The Horse-Human Connection, Results of Studies Using Heart Rate Variability", автор Эллен Кейе Герке (Ellen Kaye Gehrke), PhD

No comments:

Post a Comment