Tuesday, December 20, 2011

Расчистка копыт и Дзен

Береника Братны

Это короткий рассказ о моем персональом путешествии в расчистку копыт. Так как в нем сказано много о том, как мои чувства и отношение изменились, но ничего не сказано о том, как это все началось, я бы хотела сказать несколько слов в качестве "предисловия". Много лет предмет расчистки копыт был сплошным ужасом для меня. Я меняла ковалей, но, по-прежнему, здоровье моих лошадей не было таким, каким я бы хотела его видеть. Один из моих коней, Дукат, умер от острого ламинита, который в те времена казался мне какой-то мистической болезнью. Потом я нашла форум Academia Liberti с его прекрасными статьями по лошадиному менеджементу и людьми с большм знанием — замечательными друзьями, которые помогли мне не только понять копытный механизм, но и научили меня, как справляться с трудными ситуациями самой. Член Academia Liberti, специалист по копытам, регулярно навещает моих лошадей и шаг за шагом учит меня, как ухаживать за копытами самой. Пока я в самом начале путешествия, я лишь осуществляю "межвизитный" уход за копытами, мои лошади по-прежнему получают профессиональную помощь от специалиста из Академии.
__________________

Расчистка была для меня худшей частью общения с лошадьми. Во-первых, потому что это включало несметное количество ковалей приходящих к моим лошадям. "Несметное количество" — обычно я прощалась с ними навсегда сразу же, как они заканчивали расчищать последнюю лошадь. Нервные, сильные, доминирующие мужчины, полные адреналина, которые приходили к моим 'избалованным' лошадям и, не здороваясь, хватали их за ноги. А после, удивленные нервной реакцией животных, они начинали нервничать сами, и порочный круг замыкался.

Последний продержался дольше всех. Не потому, что он был мягче, а, на этот раз, потому, что он боялся моей нервной реакции, так что он проклинал моих лошадей про себя, пытаясь обуздать свою агрессивность. Это не очень помогало. Каждый раз, как он приходил, я желала, чтобы это уже закончилось, и того же желали мои лошади. Мое сердце нервно билось, лошади реагировали соответственно. Не знаю, какова была реакция коваля, но его лицо обычно краснело и лиловело.

Агрессивные парни, срезающие куски мертвого рога с концов лошадиных ног — это как мне все это виделось. И я ненавидела это.

Я экспериментировала: может перестать расчищать их вообще — дикие лошади обходятся же без ковалей? Я бы отдала все, только бы избавиться от этих парней, чьи визиты обычно разрушали то хрупкое, спокойное равновесие, над которым я работала с моим табуном.

Тогда я знала, что все, что ты делаешь вокруг лошадей и с ними, соединяло тебя с твоим внутренним духовным уровнем. Даже чистка конюшни имела более высокий смысл — в некотором смысле, навоз это начало и конец, нечто, что дает жизнь новой траве, на которой в один день будут пастись лошади. Но расчистка?! Никогда.

Я никогда не придавала особого значения этому 'неизбежному злу' — работе коваля. А потом все изменилось.

Сначала я узнала, что это не кусок мертвого рога на конце лошадиной ноги. Когда я поняла, насколько сложен этот мистический орган, я была в шоке. Четыре маленьких сердца, поддерживающие циркуляцию крови, живущие своей собственной жизнью — расширяясь и сужаясь с каждым шагом, связывая лошадь с землей, заставляя ее чувствовать ритм Планеты.

Очевидно, Вселенная думает обо мне (или, скорее, о моих лошадях), и необыкновенный триммер появился из другой страны. Женщина! "Одиссея расчистки" началась — настоящее путешествие назад к здоровью лошадей.

Самый большой трепет пришел, когда я увидела мою 27-летнюю кобылу Бандеру изменившейся просто от правильной расчистки. Прямо у меня на глазах! Из грустного, депрессивного и вечно 'при смерти' животного она преобразилась в живую, игривую лошадь. Я знаю ее с того времени, когда ей было 17, но я никогда не подозревала, как много внутренней силы и живой энергии в ней. И эти счастливые искры в ее глазах — я теряла дар речи. Потом пришла грусть, когда я поняла, что смерть моего дорого Дуката не была таинственным "ламинитом" от того, что он "съел что-то", а была результатом плохого ухода за копытами. Он мог бы и сейчас быть с нами, дикий и свободный на просторах полей, если бы я только знала тогда...










А потом пришло время учиться этому самой. Мои чувства: страх (смогу ли справиться?), недостаток терпения (ну почему, почему это не работает как надо, когда я расчищаю?!) и сомнение (я не могу).

Мое обучение только началось. У каждого копыта своя история, своя память о плохом менеджементе: заключение в деннике, толстая подстилка из навоза, недостаток движения. Я представляю себе, как с каждым движением ножа я срезаю эти слои боли, и копыта становятся ближе и ближе к тому, чем они были созданы — механизму, необходимому для здоровой жизни.

А потом следующее открытие: расчистка стала частью моего путешествия с табуном, священным ритуалом, который требует не только мастерства, но и чего-то еще. Того же самого, что и все другое вокруг лошадей — практику "тихого ума". Когда я иду в поле расчищать копыта, я чувствую себя как боец ниндзя — крохотная фигурка в странных штанах, с острыми инструментами в мешке за плечом. Результат моих действий — измерение моей внутренней концентрации. Могу ли я расчищать сама, дадут ли они мне свои ноги с желанием, продолжая дремать на солнце, пока я срезаю рог острым ножом. Или у меня ничего не получится, мое спокойное дыхание сорвется, и я начну замыкаться на своих мыслях? Лошади скажут мне это без промедления. Они будут отражением каждого момента моего внутреннего баланса. Сильный рывок ноги и мерин покидает меня, полный достоинства, как бы говоря "Ты проиграла, попробуй еще раз позже".

Это немного напоминает мне практику Дзен: адепт практикует дзадзен, а внимательный монах наблюдает за ним. Тебе не утаить момент потери концентрации, он тут же определит это, и тяжелый удар палки по спине скажет тебе: "Ты проиграл на этот раз, пробуй еще раз." И ты пытаешься и пытаешься раз за разом, и с каждым шагом ты чувствуешь больше удовольствия.

Когда я вижу, как мой правильно расчищенный табун носится, отбивая, в поле, я знаю, что Одиссея расчистки — это то недостающее звено. И я знаю, что то, что я не навидела раньше, теперь один из способов выразить свою любовь к моим лошадям.

P.S. Открытием для меня стали статьи Academia Liberti и книга др Штрассер "Век здоровья" (Strasser, "A lifetime of Soundness"). Спасибо им, Одиссея близится к завершению без потерь.

No comments:

Post a Comment